Эйлин О'Коннор (eilin_o_connor) wrote,
Эйлин О'Коннор
eilin_o_connor

Categories:

Страшные сказки

Посмотрела «Страшные сказки» Гарроне.

Они, собственно, не сказки, а притчи, и страшное там начинается не тогда, когда навстречу плывет дракон, а при встрече с остро любящей матерью единственного сына или папой принцессы, человеком слова.

Для меня этот фильм стоит на одной полке со «Стыдом» Стива Маккуина и вот почему: и то и другое - это годные истории, рассказанные негодными средствами.

Дальше будут безжалостные спойлеры.

[спойлеры]

"Стыд" Стива Маккуина - плохое кино. Оно скучное, неимоверно затянутое, эстетское аж до оскомины (да-да, Фассбендер в синих шелковых простынях), фальшивое в каждой сцене полового акта острее, чем рекламная статейка в глянцевом журнале для юных дев, маскирующаяся под «авторитетное мнение». Отлакированный до малейшей потери правдоподобия, унылый и тоскливый фильм.

Но это очень хорошая и горькая история о двух истерзанных любящих людях, каждый из которых отчаянно пытается исцелить себя, и ни у одного не выходит. О том, как через бесстыдство доходят до высшей степени стыдливости. О том, как каждый тщетно затыкает дыру в душе, а в нее все равно сквозит и дует.

И Фассбендер в ней прекрасен. И все прекрасны, включая нелюбимую мною Кэри Маллиган.

Те же яйца, только в профиль, показывает и Гарроне.

Здесь нужно сделать существенную оговорку: я зритель, воспитанный Безумным Максом, Аватаром и всей компанией Мстителей, начиная с Неуловимых. Отсюда следует, что я не прощаю фильму длиннот и занудства. Долгие планы? Только если они оправданы сюжетно. Пятиминутная сцена, где на второй минуте ясно, что случится на четвертой? Преступление против зрителя. Идеальным фильмом с моей точки зрения является «Шерлок», где ты пару раз моргнул - и половина сюжетных линий пролетела мимо тебя быстрее, чем камень из пращи (с гай-ричевским Холмсом, впрочем, та же история).

В этом отношении «Страшные сказки» - не мой фильм. Он долгий, местами откровенно скучный и с однообразной операторской работой. Ну и относительно малобюджетный, что отражается на картинке.

Зато мы снова имеем дело с хорошими историями.

С тремя.

1. Мать, ради своей страсти к ребенку жертвующая мужем, а после неумолимо пожирающая этого ребенка, как будто он волшебное сердце морского дракона и может дать ей то, чего она так долго была лишена. Отсекающая от сына его привязанности, запрещающая ему взрослеть. Неумолимо превращающаяся в чудовище - во всех смыслах - но не сумевшая перейти последней черты: убить свое дитя, чтобы оно навсегда осталось с ней.

Самая невыразительная новелла, с моей точки зрения. Но вот кадры, где два подростка плывут, как рыбы, под водой, и тела их кажутся сросшимися, будто у сиамских близнецов - очень хороши. И Сальма Хайек.

2. Две старухи, одной из который молодость сама падает в руки за перенесенные страдания, а вторая, глупая и жалкая, сходит от зависти с ума и тоже пытается вернуться в те воды, к которым даже троп не осталось.

И вот эта новелла сделана очень сильно, начиная со сцены, где две старые ведьмы примеряют ожерелье и счастливо хихикают, считая себя красавицами, и заканчивая кадрами с телегой, которую лошадь тянет в лес, а на телеге с полубезумной улыбкой сидит старуха и думает, что через пять минут ее молодость наконец-то к ней вернется: надо только потерпеть немножко боли.

Кстати, я глубоко убеждена, что на этой сцене и надо было остановиться. Все остальное - лишнее. Зритель куда более страшное и глубокое додумал бы сам, чем это показал за него режиссер, не оставив пространства воображению.

Безжалостная получилась сатира на общество вечной молодости и одновременно совершенно душераздирающая история о мечте.

3. Наконец, третья новелла о принцессе, которую любящий, но принципиальный папа против своей воли отдает людоеду. Собственно, он вообще никому не собирался ее отдавать, отбор лучшего жениха был заранее обречен на неудачу. Но случилось неожиданное, и милую наивную девушку берет в жены огр.

Мораль этой части в том, что если ты стараниями близких тебе людей попала к чудовищу, двух вещей не стоит тебе ждать, детка. Первая иллюзия - что чудовище превратится в принца. Не превратится. Оно может любить тебя, оно может совершать ради тебя невероятные поступки, но при этом всегда останется монстром. И ты не сможешь отвернуться от того, что он творит.

Вторая иллюзия - что прекрасный юноша придет за тобой и вытащит из этого ада. Не придет. А если придет, то потом будет еще хуже: убьют и его, и других невиновных, а ты будешь смотреть на их трупы и понимать, что виновата в их смерти не меньше людоеда.

Поэтому для тебя, девочка, спасение наступит только тогда, когда ты сама возьмешь его в свои руки. А до этого - извини.

За сцену, когда маленькая наивная принцесса, наконец, понимает, что у нее есть только одна возможность выбраться и немедленно ее использует, фильму можно простить все грехи.

Окровавленная безжалостная женщина возвращается к своему отцу и демонстрирует папаше, что, его стараниями, с ней случилось. Она может уйти, не простив его, и навсегда остаться такой, какой пришла во дворец. Но она плачет, пожалев старого дурака, и это слезы прощения. Они смывают кровь, грязь и ненависть с ее лица, и в следующем кадре перед зрителем снова принцесса в кудряшках.

Над головой ее идет канатаходец в память о юноше, погибшем из-за нее, и натянутая веревка делит небо пополам на «до» и «после».

Отдать бы этот фильм в руки другого режиссера (надо только подумать какого) - и получился бы шедевр. А так получился фильм упущенных возможностей.

А теперь вопрос к смотревшим: почему в конце красавица снова превратилась в старуху?

Tags: синема-синема-синема
Subscribe

  • по следам Веласкеса

    Вот вы говорите: "быстро читают, невнимательно читают". Я на волне всеобщего хулиганства, когда веселились и перебрасывались пародиями,…

  • Братья Веласкеса

    Утром в позапрошлую субботу я отвезла своего пуделя на стрижку. Забирать его предстояло только через два часа. Заниматься хозяйством мне было лень,…

  • * * *

    Посмотрела хороший сериал, в котором с грустью увидела два дичайших ляпа. Ляпы эти, в общем, рушат всю детективную линию (а сериал именно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • по следам Веласкеса

    Вот вы говорите: "быстро читают, невнимательно читают". Я на волне всеобщего хулиганства, когда веселились и перебрасывались пародиями,…

  • Братья Веласкеса

    Утром в позапрошлую субботу я отвезла своего пуделя на стрижку. Забирать его предстояло только через два часа. Заниматься хозяйством мне было лень,…

  • * * *

    Посмотрела хороший сериал, в котором с грустью увидела два дичайших ляпа. Ляпы эти, в общем, рушат всю детективную линию (а сериал именно…