Взволнованно сжимая руки, он заклинает: "Берегите своих мам и пап! Жизнь так быстротечна!"
И сидишь очумелым зайчиком, на глазах которого охотник только что совершил сепукку.
Человек-набат воспитывался Старками, поэтому его девиз "Зима близко!" "Наши родные не вечны! – заботливо предупреждает он. – Цените каждую минуту, проведённую с ними!"
Этот внезапный фейерверк социальной рекламы в контексте, совершенно её не предусматривающем, вызывает двойственные чувства.
С одной стороны, человек хотел как лучше. Внутренний слезливый эмпат подсказывает, что у комментатора ещё свежа боль от потери кого-то из близких, и помимо естественного в таких случаях сочувствия испытываешь неловкость, замечая себя тянущимся к кнопке бана. Кроме того, аргумент "о нас же заботились" до некоторой степени легитимизирует любую бестактность.
С другой стороны, вопиющая неуместность этих предупреждений вгоняет в оторопь. Кем видимся мы человеку-набату? Беспамятными черствыми мотыльками, которым необходимо напоминать об очевидных вещах, иначе они все загадят, обсмеют и засыпят окружающих пыльцой?
После выступления человека-набата над вашим постом кружится серый пепел и стоит гнетущая тишина. Во-первых, все, кто шутил и вел себя легкомысленно, теперь смущены и чувствуют себя уродами, причём не вполне понимают отчего. Таково воздействие израненного сердца. В воздухе слышен шелест записных книжек – это ваши склеротические друзья, забывшие о том, что родители смертны, судорожно роются в поисках их телефонных номеров. Если вы, боже упаси, питаете склонность к чёрному юмору и решите разрядить атмосферу мрачной шуткой, ждите немедленной волны отфрендов. И совсем уж неудачной будет идея в ответ на напоминание "цените вашу тетушку! век её так недолог!" сообщить, что старушка Агнесса Игнатьевна пятый год как в могиле. Поверьте мне, не надо. "Значит, вы-то должны понимать", - проникновенно скажет комментатор. И добавит, что он сочувствует вашему горю.
Явление человека-набата всегда сопровождается эффектом разброса: вы ментально оказываетесь в ясельной группе детского сада, в то время как комментатор взирает на вас отеческим взглядом воспитателя, вынужденного снова менять вам обоссанный подгузник. Реальное соотношение бэкграунда не имеет никакого значения. Кто первый каркнул "Memento mori", тот и победил в этой гонке надломленных душ.
И разумеется, он желает вам и вашим близким только добра.
Нельзя не вспоминать в таких случаях Джерома и его бессмертное выступление Весельчака на свадьбе.
"– Друзья, - продолжал Весельчак, все более и более переходя на выразительный минорный тон, – среди нас мало найдется таких, кому бы не случалось в свое время узнать, что значит потерять из-за смерти ли, или разлуки дорогого, любимого человека, а может быть, даже двоих или троих.
При этих словах он всхлипнул, а в конце стола тетушка молодого супруга, старший сын которой недавно покинул родину на деньги родственников, с условием, что он никогда не вернется, начала тихо плакать, роняя слезы в мороженое.
– Вот эта прекрасная девушка, что сидит возле меня, – продолжал Весельчак, нежно кладя руку на плечо новобрачной, – как вы все знаете, несколько лет назад лишилась матери. Леди и джентльмены, что может быть ужаснее, чем смерть матери!
Это, конечно, возымело свое действие, и молодая разрыдалась. Супруг, желая поправить дело, но будучи, естественно, сам смущен и взволнован и стараясь успокоить ее, шепнул, что это, быть может, к лучшему и что никто из знавших покойницу не пожелал бы, чтобы она воскресла, на что его новоиспеченная жена с негодованием заявила, что если он уж так рад смерти ее матери, то жаль, что он не сказал ей этого раньше, тогда она ни за что не вышла бы за него замуж, и он умолк, погрузившись в раздумье.
Подняв глаза, чего я до той минуты старательно избегал, я, к несчастью, встретился взглядом со своим коллегой -журналистом, сидевшим напротив, и мы оба захохотали, заслужив тем самым репутацию людей бесчувственных и грубых, каковою, наверное, пользуемся и по сей день".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →