Я никогда не вступаю в споры, касающиеся отношений "автор-издательство-пираты-читатели"
Но Ольга Громыко в очередной раз заговорила о скачивании ее вышедшей книги, и из бесед с читателями в комментах стало ясно, что все-таки придется прояснить один момент.
"А вот бы перечислить автору стоимость книги и с чистой совестью идти к пиратам", - предлагает один из комментаторов.
Итак, почему это не работает (не считая появления в кошельке автора лишних сорока, семидесяти, ста пятидесяти рублей -- нужное подставить).
Допустим, у автора Баранкиной вышла книга. Некоторый процент читателей купил ее сразу в магазине. Еще какой-то дождался на литресе. И энный процент скачал сразу с пиратского сайта, а Баранкиной перечислил деньги на ее личный счет.
Три месяца спустя менеджер издательства смотрит в отчеты и говорит:[ и что же он говорит?]"Товарищи! Баранкина продалась тиражом всего двадцать тысяч вместо двадцати пяти прошлых!" И чтобы гарантированно продать следующий тираж целиком, ставит вместо двадцати пяти тысяч -- восемнадцать.
Издательству все равно, что вы прочитали книгу и перечислили автору деньги. Оно не видит ее в своих данных. И еще пять тысяч таких же, как вы, читателей -- не видит (причем из пяти тысяч действительно переведут автору деньги человек сто, и это в лучшем случае).
По кому это бьет? Правильно, по автору. Его гонорар автоматически уменьшается пропорционально падению тиража. Его положение становится все более шатким, потому что издательство заинтересовано в тех авторах, которые продаются в "бумаге", а не в тех, кого скачает с либрусека тридцать тысяч поклонников.
Разумеется, я пишу все это не для того, чтобы кого-то к чему-то призвать. Я лишь пытаюсь объяснить, что схема "давайте мы перечислим вам деньги и всем будет щастье" не только не решает проблемы, но даже в какой-то степени усугубляет ее: читатель продолжает с чистой совестью пользоваться плодами авторско-пиратских трудов, автор теряет тиражи и, следовательно, гонорары, которые бы позволили ему спокойно работать над новой книгой.
Когда вы покупаете бумажную копию, вы оплачиваете следующую книгу автора (с, Каганов). Вы даете ему возможность писать дальше.
Когда вы скачиваете пиратскую копию и переводите сто рублей автору, вы переводите сто рублей автору. И только.
Предупреждаю сразу: я не буду обсуждать следующие вопросы:
- бумажные книги очень дорогие;
- нам негде их хранить;
- легально скачивать книги долго и неудобно;
- писатель должен быть голодным;
- издательства на хрен не нужны, не желаем платить посредникам;
- а на самиздате жемчужины талантов вообще бесплатно;
- а пускай автор сам пишет и выкладывает в сеть. редактура? нет, не слышал;
- а Лукьяненко перечислили целых десять тысяч баксов, это же офигеть какие деньги за год работы;
- с какой стати я должен платить за книжку, если она мне не понравилась? вот если бы понравилась, тогда бы я, конечно! ух я бы размахнулся!
- вообще-то автор должен быть нам благодарен уже за то, что мы читаем его писанину, а не деньги с нас требовать, сука жадная.
Да, книги дорогие, да их негде хранить, а скачивать долго и неудобно, да, писатель должен быть голодным (а еще лучше -- мертвым, чтоб уж наверняка) - и далее по всем пунктам тоже да.
Потому что спорить:
а) бессмысленно,
б) вредно для моей веры в человечество,
в) дело нужно делать, а не в интернете биться.
Искренне ваш,
Автор.
ЗЫ: если поразмыслить -- для кого могла бы оказаться успешной схема "скачал у пиратов -- заплатил напрямую творцу"? Пожалуй, для писателя, имеющего крайне невысокий бумажный тираж (скажем, пять тысяч), но пользующегося большой любовью и популярностью в сети (допустим, двадцать тысяч подписчиков). Заметьте: не сам писатель должен быть душка и милашка, а творчество его должно быть востребовано. Это разные вещи.
В этом случае заинтересованная интернет-аудитория могла бы оплачивать труд этого автора в размере, достаточном для того, чтобы он мог писать для нее.
Могла бы.
Возможно.
Хотя, если откровенно - сомневаюсь.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →