?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

мне бы в небо-2

Продолжая затеянную в комментариях дискуссию:

Почему «Мне бы в небо» не получился хорошим фильмом (хотя у него была такая возможность).

В первую очередь - потому что он лживый.

Нил Гейман в своей речи о литературе и библиотеках сказал среди прочего: «Истина - это не то, что случилось на самом деле, а то, что рассказывает нам, кто мы такие».

Кто такой главный герой фильма? Одиночка без привязанностей. Причем не из-за какой-нибудь травмы в семейной жизни или потому что его мама в детстве не долюбила, а потому, что он уже обрел счастье. Он живет в самолетах и гостиницах, вокруг него вечная стерильная зона, он не соприкасается с неудачниками, по полчаса стоящими в очередях, и мечтает налетать десять миллионов миль. У него с собой одна-единственная сумка, его дом бел и безлик, как яйцо, и когда герой Клуни покидает его, он выглядит счастливой птицей, которая только что вылупилась и вот-вот полетит.

Он странный тип с точки зрения большинства. Но он счастливый и совершенно самодостаточный человек. В этом смысле Клуни подходит на роль как никто другой: от него тоже веет ощущением «мне ничего от вас не нужно». Никакого враждебного подтекста, лишь констатация факта.

Когда герой там, в небе, он не желает ничего иного.

Жизнь, полная неба и полета.

Абсолютный кайф.

Абсолютная свобода.

Платить за эту свободу приходится довольно неприятной работой, но Райан Бингем не выглядит расстроенным. Людей кто-то должен увольнять, и он делает это лучше многих.

Однажды ему встречается женщина,

[какая?]
похожая на него: легкая, обаятельная, не цепляющаяся за любовника руками и ногами (это то, чего герой боится больше всего, потому и с семьей не общается - они груз, тянущий его к земле) - и он рад обрести родственную душу.

Я буквально слышу, как на этом месте сценаристы взвыли: «Арка персонажа! Арка персонажа!» Разумеется, нельзя оставить героя счастливым одиночкой. Он должен пройти трудный путь саморазвития, чтобы в конце фильма сделаться таким же, как все.

И в этом заключается самая большая ложь. Всей фантазии сценаристов хватило только на то, чтобы поменять гендерные роли герою и героине. Не она прибегает к нему домой и видит в окне жену и троих ребятишек с лабрадором, а он приходит к ней и обнаруживает, что она замужем.

С этого момента фильм рассыпается горючими мелодрамными слезами. Клуни внезапно понимает, как он одинок. Его собственная сумка становится ему противна. К черту карточки, к дьяволу полеты, зачем миллионы миль, когда он не сможет сидеть у камелька и смотреть на огонь, пока жена выстригает колтуны у собаки на заднице, а дети швыряются кошачьим кормом! Моя жизнь - тлен, понимает Клуни и дарит свои мили тем, кто меньше всего в этом нуждается.

Уволенные им служащие самых разных фирм перестают изрыгать проклятия и грозить самоубийством. Вместо этого они внезапно принимаются крошить на мозг зрителя ванильный сахар. «О, если бы не моя любимая жена!» «Конечно, моя семья с десятью детьми мотивирует меня на поиски новой работы, и я безумно благодарен им за это!» Ни в какой сцене фильма так остро не звучит фальшь, как в этой.

Если бы фильм снимали о взаправдашнем человеке, герой Клуни подивился бы тому, с какой лживой сукой свела его жизнь, выкинул ее из головы и отправился дальше - лететь над океаном, в тысячный раз смотреть, как восходящее солнце превращает белые облака в алые паруса, и свет заливает все вокруг.

Но разве так можно? А как же семейные ценности! Семьдесят пять процентов зрителей - это женщины в возрасте от двадцати трех до сорока пяти, они не поймут такой развязки!
Нельзя оставлять их без сладкого.

А сладкое для этой аудитории состоит в утешительной мысли: даже прекрасному, богатому, счастливому Клуни непременно нужна тетенька, с которой он заведет детишек и забросит к черту свое безбрежное небо. Еще и будет думать «Эх, какой я был дурак предыдущие тридцать лет!»

Однако это неправда. Герои, подобные Райану Бингему, не меняются. Они до старости лет уходят в море, забираются в горы, живут в одиночестве где-нибудь на берегу зеркального озера, или снимают шлюх до восьмидесяти, или нюхают кокс, или болтаются по свету, или развлекаются любым другим способом, не включающим в себя привязанность к семье, и в конце концов умирают, счастливые настолько, что многим семейным людям это и не снилось.

Однако озвучивать это почти неприлично. Вся огромная индустрия Голливуда продает любовь как непременную составляющую счастья, потому что ориентируется на женскую аудиторию. А им историю о человеке, счастливом, например, своей работой или ощущениями, лежащими совершенно в другой от любви плоскости, не продашь.

В итоге герой Клуни убедителен ровно до тех пор, пока его не заставляют играть раскаяние о бездарно потраченной жизни. Щеки его обвисают, взгляд становится уныл, и на челе его написано: «Я такой же как вы, ребятки, я всю жизнь хотел того же, но не понимал этого - и вот расплата».

Историю о небанально счастливом человеке на наших глазах превратили в пособие по стареющим холостякам.

Какая пошлость.

Comments

( 136 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rustamina
Sep. 26th, 2014 06:29 am (UTC)
Вот, мне этот фильм тоже всегда казался каким-то странным. Как актеры в наших сериалах играют - вроде они говорят и делают что-то, но делают это так неумело, что даже при подключении фантазии не веришь. Вот и здесь.
Уж Клуни-то, актер! А я ему не верю. оказывается, дело не в нем, а в задумке.
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 07:21 am (UTC)
Наши актеры в сериалах - это отдельная статья. Я подозреваю всеобщий заговор, только не понимаю пока его цели.
Потому что те же самые актеры в театре, например, могут играть вполне прилично - я своими глазами не раз в этом убеждалась.
(no subject) - rustamina - Sep. 26th, 2014 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - yagnesh_ka - Sep. 26th, 2014 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zum_zum - Sep. 26th, 2014 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yagnesh_ka - Sep. 26th, 2014 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sigridd - Sep. 26th, 2014 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - begliynka - Sep. 26th, 2014 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - rustamina - Sep. 26th, 2014 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - begliynka - Sep. 26th, 2014 08:43 am (UTC) - Expand
hilferuf
Sep. 26th, 2014 06:35 am (UTC)
Ой, я как-то это совсем не так увидела :-)
Я увидела, что его активно прогибали под идею "нужна пара" - всю жизнь прогибали, но он держался, а вот в момент свадьбы сестры, долго протаскав с собой фотографию счастливой пары, поуговаривав жениха сестры жениться, пообщавшись с родней, познакомив с семьей свою подругу - он дрогнул.
И сделал несвойственное ему - приперся к этой подруге домой. Но подруга-то поступила умнее и у нее для давящего социума имеется хорошая ширма - муж, домик, двое деток и собака (ну для тетки с определенного возраста вести свободную и независимую жизнь не отработав свой "женский долг" - вообще неприлично, примерно как для мужчины всё то же самое, но не зарабатывая ни гроша. Герой Клуни мог бы и догадаться, если бы подумал)
Тут он понял, что был неправ и после некоторой печали стал себе жить как раньше :-)
pamellas
Sep. 26th, 2014 07:00 am (UTC)
Про ширму - браво!
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - hilferuf - Sep. 26th, 2014 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - poprygush - Sep. 26th, 2014 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Sep. 26th, 2014 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poprygush - Sep. 26th, 2014 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poprygush - Sep. 26th, 2014 05:55 pm (UTC) - Expand
Анекдот в тему - canis_major66 - Sep. 2nd, 2015 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - poprygush - Sep. 26th, 2014 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hilferuf - Sep. 26th, 2014 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - hilferuf - Sep. 26th, 2014 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - guarida - Sep. 26th, 2014 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 04:10 pm (UTC) - Expand
neirfy
Sep. 26th, 2014 07:13 am (UTC)
против тебя есть только одно но - сам Клуни таки женится же, вдруг
(я кстати часто летаю - как же меня тошнит от самолетов уже, а когда то любила - путешествие-приключение, я за телепорт!)
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 07:20 am (UTC)
Во-первых, еще не женился )
Во-вторых, его наверняка продавили продюсеры. Надо, говорят, Жора, или могу сплетни пойти, а это плохо для гонораров.
И эта Амаль. Не хочу, говорит, жить во грехе, женись, иначе не буду тебе корочки жевать. Клуни подумал и, вздохнув, согласился.
(no subject) - neirfy - Sep. 26th, 2014 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - solominka_me - Sep. 26th, 2014 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - solominka_me - Sep. 26th, 2014 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - solominka_me - Sep. 26th, 2014 09:22 am (UTC) - Expand
juksa73
Sep. 26th, 2014 07:47 am (UTC)
А мне понравилось ваше толкование этого фильма, и фильм нравится, хотя, я тоже его каким-то скомканным считаю. И правда выглядит все там так, как будто героя вынудили встать на привычную для большинства колею. И он в итоге утратил себя. Как говорит один мой знакомый "герой должен умереть, иначе он становится скучным обывателем."
atanira
Sep. 26th, 2014 07:52 am (UTC)

Интересная точка зрения! У меня этот фильм тоже оставил послевкусие "что-то тут не то". Я соглашусь с комментарием Hilferuf.

murzillo
Sep. 26th, 2014 08:26 am (UTC)
на самом деле меняются. Особенно с возрастом. ) Люди по природе - социальные животные. Тот же Клуни сейчас женится собирается.
Но концовка в фильме и правда фальшивая. Прямо видишь как тебе ложкой семейные ценности в глотку запихивают.
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 08:27 am (UTC)
Ложкой? По мне так половником. А я ведь та самая аудитория, на которую расчитан фильм.
Подобный финт проделали в неудачном третьем, кажется, Шреке, но там это было подано под другим соусом.

Офф: а кто у вас на юзерпике?
(no subject) - murzillo - Sep. 26th, 2014 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosenko_danila - Sep. 26th, 2014 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 08:42 am (UTC) - Expand
poprygush
Sep. 26th, 2014 09:11 am (UTC)
Тот самый пост, где интересно зайти почитать комментарии )

На самом деле, люди периодически меняются. Может, не так и не те события, что в фильме, их подталкивают к этому, но факт остается фактом, с возрастом, под воздействием некоторых событий... И я так думаю, что в чистом виде, безо всяких травм, количество одиночек без привязанностей стремится к нулю. Обычно люди обрастают все-таки друзьями, кругом общения, то-се, и становятся не одиночками. Даже если они и не хотят заводить другие близкие отношения (создавать пару). Поэтому, думается, травму или там чо - это просто не показали, да и все.

но вот с тем, что последнее время фильмы какие-то стали неубедительные - вот с этим я целиком и полностью соглашусь. Вроде смотришь, все круто, и тут - бац, какая-то нестыковка в сценарии, нелогичность, и все впечатление от фильма в зад.
tvoronina
Sep. 26th, 2014 09:14 am (UTC)
мне кажется, это просто такая стандартная мейнстримовая штука - начать за здравие, а закончить клише и моралью.
это кстати довольно часто встречается, я уже воспринимаю эти карамельные морали как неизбежное зло ((

про похожего человека был фильм About a boy - там героя все загнобили за неправильный образ жизни и эгоизм.
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 09:47 am (UTC)
Я со страхом ждала подобной концовке в "Настоящем детективе". Но там сценаристы налажали во всем, кроме образа главного героя :). За что им большое спасибо.
Был в начале психованный одиночка с зашкаливающим интеллектом - и остался в конце психованный одиночка с зашкаливающим интеллектом.
(no subject) - tvoronina - Sep. 26th, 2014 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 10:20 am (UTC) - Expand
inryko
Sep. 26th, 2014 09:21 am (UTC)
Прелестная фраза про дом как яйцо и про "вылупление" героя. хехе
wesel
Sep. 26th, 2014 09:47 am (UTC)
А вы знаете в жизни хотя бы одного человека без семьи и близких друзей, и даже без постоянных коллег (раз герой фильма все время летает, то, видимо, работает с разными людьми), прожившего в таком состоянии хотя бы 10 лет, и действительно этим счастливого? При этом достаточно близко знаете, чтобы утверждать, что он - счастлив, и выбор свой сделал, чтобы быть счастливым?

Потому что я действительно одинокого по собственному выбору знаю только одного человека. И он глубоко несчастлив, потому что выбор сделал от неумения быть с другими, а не от нежелания с ними быть.

PS. Впрочем, мой вопрос достаточно бестолков, потому что знать о таком человеке мог бы только его близкий друг, которых у него, по условию задачи, нет. (:

Edited at 2014-09-26 09:48 am (UTC)
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 09:51 am (UTC)
Я таких знаю двоих, при том, что у меня не самый широкий круг общения.
Значение социума для некоторых людей сильно преувеличено. И хотя их безусловное меньшинство, грести их общей гребенкой и навязывать им ценности большинства кажется мне бессмысленным и местами жестоким.
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - sibil - Sep. 26th, 2014 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arco_l_iris - Sep. 27th, 2014 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - tvoronina - Sep. 26th, 2014 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - eilin_o_connor - Sep. 26th, 2014 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - omnia - Sep. 26th, 2014 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polu_nastya - Sep. 26th, 2014 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Sep. 26th, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - polu_nastya - Sep. 26th, 2014 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Sep. 26th, 2014 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - polu_nastya - Sep. 26th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - thawing_wind - Sep. 26th, 2014 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - polu_nastya - Sep. 26th, 2014 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - tukki - Sep. 26th, 2014 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - wesel - Sep. 26th, 2014 10:56 am (UTC) - Expand
eternele
Sep. 26th, 2014 09:52 am (UTC)
Удивительно, что так мало комментариев, такой вброс!

Мне кажется, в каждом фильме должна быть метка "Переломный момент", которая для понимающих людей будет означать "Это настоящий конец, а всё, что дальше, - развестистая клюква, можно выключать".

UPD: Вспомнилось, как недавно смотрела "изобретение лжи", и как всё весело было до момента, как он на коробках пиццы написал заветы. А потом началась чехарда. Надо было на этом моменте фильм останавливать. Ну, или на свадьбе.

Edited at 2014-09-26 10:10 am (UTC)
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 10:22 am (UTC)
Три метки. "Переломный момент", "настоящий переломный момент" и "ладно, черт с вами, без дураков переломный момент".
(no subject) - eternele - Sep. 26th, 2014 10:24 am (UTC) - Expand
polu_nastya
Sep. 26th, 2014 09:59 am (UTC)
Чегой-то женской аудитории не продашь?:)
Ну, или я не женская аудитория.
Но героя понимаю прямо очень.
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 10:26 am (UTC)
Мало вас таких, мало! )
(no subject) - polu_nastya - Sep. 26th, 2014 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tvoronina - Sep. 26th, 2014 10:48 am (UTC) - Expand
tm_aquarius
Sep. 26th, 2014 10:18 am (UTC)
вот и мне концовка не понравилась. была у человека своя, интересная, стройная теория. и была она другим людям тоже интересна, и этот рюкзак. но надо обязательно показать, что он не прав и так жить нельзя.
rwaterwall
Sep. 26th, 2014 11:02 am (UTC)
Я обожаю этот фильм. Летаю не часто, но всегда стараюсь быть похожим на главного героя. Минимум вещей, отработанные движения досмотра, костюм, мили.
Для меня его жизнь - идеальна. Аэропорты, самолеты, каждый раз новые люди, как это можно не любить?!
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 01:13 pm (UTC)
И вы считаете концовку убедительной?
(no subject) - rwaterwall - Sep. 26th, 2014 02:49 pm (UTC) - Expand
papon_ra
Sep. 26th, 2014 12:20 pm (UTC)
Помимо паточной морали хочется сказать о некоторой неуютной атмосфере, стилистике, в которой снят фильм. Не знаю, как описать, но это какое-то НЛП: звук, ритм, голубо-серые стальные тона. Это часто встречается в фильмах, выглядит стерильно-лживо, но, видимо, стильно, т.к. постоянно повторяется в фильмах с небольшим бюджетом.
Может, это как эффект музыки и запаха выпечки в супермаркете? Мне активно не нравится.
Но находок в фильме достаточно. Одно изображение рабочего процесса чего стоит - достаточно было бы на отдельную картину. Чемодан этот. Свадебное путешествие...
eilin_o_connor
Sep. 26th, 2014 01:18 pm (UTC)
По последнему абзацу: поэтому я и пишу, что фильм мог бы быть хорошим. Собственно, он и хороший - кроме последней четверти.
Неуютная атмосфера - это для передачи состояния героя, как я понимаю. Выбрана она неудачно, имхо, потому что снято как бы с точки зрения человека, не слишком любящего летать. А герой как раз любит. Он должен воспринимать все это куда теплее.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 136 comments — Leave a comment )

Profile

монализа
eilin_o_connor
Эйлин О'Коннор

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com