Продолжая затеянную в комментариях дискуссию:
Почему «Мне бы в небо» не получился хорошим фильмом (хотя у него была такая возможность).
В первую очередь - потому что он лживый.
Нил Гейман в своей речи о литературе и библиотеках сказал среди прочего: «Истина - это не то, что случилось на самом деле, а то, что рассказывает нам, кто мы такие».
Кто такой главный герой фильма? Одиночка без привязанностей. Причем не из-за какой-нибудь травмы в семейной жизни или потому что его мама в детстве не долюбила, а потому, что он уже обрел счастье. Он живет в самолетах и гостиницах, вокруг него вечная стерильная зона, он не соприкасается с неудачниками, по полчаса стоящими в очередях, и мечтает налетать десять миллионов миль. У него с собой одна-единственная сумка, его дом бел и безлик, как яйцо, и когда герой Клуни покидает его, он выглядит счастливой птицей, которая только что вылупилась и вот-вот полетит.
Он странный тип с точки зрения большинства. Но он счастливый и совершенно самодостаточный человек. В этом смысле Клуни подходит на роль как никто другой: от него тоже веет ощущением «мне ничего от вас не нужно». Никакого враждебного подтекста, лишь констатация факта.
Когда герой там, в небе, он не желает ничего иного.
Жизнь, полная неба и полета.
Абсолютный кайф.
Абсолютная свобода.
Платить за эту свободу приходится довольно неприятной работой, но Райан Бингем не выглядит расстроенным. Людей кто-то должен увольнять, и он делает это лучше многих.
Однажды ему встречается женщина,
[ какая?]
похожая на него: легкая, обаятельная, не цепляющаяся за любовника руками и ногами (это то, чего герой боится больше всего, потому и с семьей не общается - они груз, тянущий его к земле) - и он рад обрести родственную душу.
Я буквально слышу, как на этом месте сценаристы взвыли: «Арка персонажа! Арка персонажа!» Разумеется, нельзя оставить героя счастливым одиночкой. Он должен пройти трудный путь саморазвития, чтобы в конце фильма сделаться таким же, как все.
И в этом заключается самая большая ложь. Всей фантазии сценаристов хватило только на то, чтобы поменять гендерные роли герою и героине. Не она прибегает к нему домой и видит в окне жену и троих ребятишек с лабрадором, а он приходит к ней и обнаруживает, что она замужем.
С этого момента фильм рассыпается горючими мелодрамными слезами. Клуни внезапно понимает, как он одинок. Его собственная сумка становится ему противна. К черту карточки, к дьяволу полеты, зачем миллионы миль, когда он не сможет сидеть у камелька и смотреть на огонь, пока жена выстригает колтуны у собаки на заднице, а дети швыряются кошачьим кормом! Моя жизнь - тлен, понимает Клуни и дарит свои мили тем, кто меньше всего в этом нуждается.
Уволенные им служащие самых разных фирм перестают изрыгать проклятия и грозить самоубийством. Вместо этого они внезапно принимаются крошить на мозг зрителя ванильный сахар. «О, если бы не моя любимая жена!» «Конечно, моя семья с десятью детьми мотивирует меня на поиски новой работы, и я безумно благодарен им за это!» Ни в какой сцене фильма так остро не звучит фальшь, как в этой.
Если бы фильм снимали о взаправдашнем человеке, герой Клуни подивился бы тому, с какой лживой сукой свела его жизнь, выкинул ее из головы и отправился дальше - лететь над океаном, в тысячный раз смотреть, как восходящее солнце превращает белые облака в алые паруса, и свет заливает все вокруг.
Но разве так можно? А как же семейные ценности! Семьдесят пять процентов зрителей - это женщины в возрасте от двадцати трех до сорока пяти, они не поймут такой развязки!
Нельзя оставлять их без сладкого.
А сладкое для этой аудитории состоит в утешительной мысли: даже прекрасному, богатому, счастливому Клуни непременно нужна тетенька, с которой он заведет детишек и забросит к черту свое безбрежное небо. Еще и будет думать «Эх, какой я был дурак предыдущие тридцать лет!»
Однако это неправда. Герои, подобные Райану Бингему, не меняются. Они до старости лет уходят в море, забираются в горы, живут в одиночестве где-нибудь на берегу зеркального озера, или снимают шлюх до восьмидесяти, или нюхают кокс, или болтаются по свету, или развлекаются любым другим способом, не включающим в себя привязанность к семье, и в конце концов умирают, счастливые настолько, что многим семейным людям это и не снилось.
Однако озвучивать это почти неприлично. Вся огромная индустрия Голливуда продает любовь как непременную составляющую счастья, потому что ориентируется на женскую аудиторию. А им историю о человеке, счастливом, например, своей работой или ощущениями, лежащими совершенно в другой от любви плоскости, не продашь.
В итоге герой Клуни убедителен ровно до тех пор, пока его не заставляют играть раскаяние о бездарно потраченной жизни. Щеки его обвисают, взгляд становится уныл, и на челе его написано: «Я такой же как вы, ребятки, я всю жизнь хотел того же, но не понимал этого - и вот расплата».
Историю о небанально счастливом человеке на наших глазах превратили в пособие по стареющим холостякам.
Какая пошлость.
Почему «Мне бы в небо» не получился хорошим фильмом (хотя у него была такая возможность).
В первую очередь - потому что он лживый.
Нил Гейман в своей речи о литературе и библиотеках сказал среди прочего: «Истина - это не то, что случилось на самом деле, а то, что рассказывает нам, кто мы такие».
Кто такой главный герой фильма? Одиночка без привязанностей. Причем не из-за какой-нибудь травмы в семейной жизни или потому что его мама в детстве не долюбила, а потому, что он уже обрел счастье. Он живет в самолетах и гостиницах, вокруг него вечная стерильная зона, он не соприкасается с неудачниками, по полчаса стоящими в очередях, и мечтает налетать десять миллионов миль. У него с собой одна-единственная сумка, его дом бел и безлик, как яйцо, и когда герой Клуни покидает его, он выглядит счастливой птицей, которая только что вылупилась и вот-вот полетит.
Он странный тип с точки зрения большинства. Но он счастливый и совершенно самодостаточный человек. В этом смысле Клуни подходит на роль как никто другой: от него тоже веет ощущением «мне ничего от вас не нужно». Никакого враждебного подтекста, лишь констатация факта.
Когда герой там, в небе, он не желает ничего иного.
Жизнь, полная неба и полета.
Абсолютный кайф.
Абсолютная свобода.
Платить за эту свободу приходится довольно неприятной работой, но Райан Бингем не выглядит расстроенным. Людей кто-то должен увольнять, и он делает это лучше многих.
Однажды ему встречается женщина,
[ какая?]
похожая на него: легкая, обаятельная, не цепляющаяся за любовника руками и ногами (это то, чего герой боится больше всего, потому и с семьей не общается - они груз, тянущий его к земле) - и он рад обрести родственную душу.
Я буквально слышу, как на этом месте сценаристы взвыли: «Арка персонажа! Арка персонажа!» Разумеется, нельзя оставить героя счастливым одиночкой. Он должен пройти трудный путь саморазвития, чтобы в конце фильма сделаться таким же, как все.
И в этом заключается самая большая ложь. Всей фантазии сценаристов хватило только на то, чтобы поменять гендерные роли герою и героине. Не она прибегает к нему домой и видит в окне жену и троих ребятишек с лабрадором, а он приходит к ней и обнаруживает, что она замужем.
С этого момента фильм рассыпается горючими мелодрамными слезами. Клуни внезапно понимает, как он одинок. Его собственная сумка становится ему противна. К черту карточки, к дьяволу полеты, зачем миллионы миль, когда он не сможет сидеть у камелька и смотреть на огонь, пока жена выстригает колтуны у собаки на заднице, а дети швыряются кошачьим кормом! Моя жизнь - тлен, понимает Клуни и дарит свои мили тем, кто меньше всего в этом нуждается.
Уволенные им служащие самых разных фирм перестают изрыгать проклятия и грозить самоубийством. Вместо этого они внезапно принимаются крошить на мозг зрителя ванильный сахар. «О, если бы не моя любимая жена!» «Конечно, моя семья с десятью детьми мотивирует меня на поиски новой работы, и я безумно благодарен им за это!» Ни в какой сцене фильма так остро не звучит фальшь, как в этой.
Если бы фильм снимали о взаправдашнем человеке, герой Клуни подивился бы тому, с какой лживой сукой свела его жизнь, выкинул ее из головы и отправился дальше - лететь над океаном, в тысячный раз смотреть, как восходящее солнце превращает белые облака в алые паруса, и свет заливает все вокруг.
Но разве так можно? А как же семейные ценности! Семьдесят пять процентов зрителей - это женщины в возрасте от двадцати трех до сорока пяти, они не поймут такой развязки!
Нельзя оставлять их без сладкого.
А сладкое для этой аудитории состоит в утешительной мысли: даже прекрасному, богатому, счастливому Клуни непременно нужна тетенька, с которой он заведет детишек и забросит к черту свое безбрежное небо. Еще и будет думать «Эх, какой я был дурак предыдущие тридцать лет!»
Однако это неправда. Герои, подобные Райану Бингему, не меняются. Они до старости лет уходят в море, забираются в горы, живут в одиночестве где-нибудь на берегу зеркального озера, или снимают шлюх до восьмидесяти, или нюхают кокс, или болтаются по свету, или развлекаются любым другим способом, не включающим в себя привязанность к семье, и в конце концов умирают, счастливые настолько, что многим семейным людям это и не снилось.
Однако озвучивать это почти неприлично. Вся огромная индустрия Голливуда продает любовь как непременную составляющую счастья, потому что ориентируется на женскую аудиторию. А им историю о человеке, счастливом, например, своей работой или ощущениями, лежащими совершенно в другой от любви плоскости, не продашь.
В итоге герой Клуни убедителен ровно до тех пор, пока его не заставляют играть раскаяние о бездарно потраченной жизни. Щеки его обвисают, взгляд становится уныл, и на челе его написано: «Я такой же как вы, ребятки, я всю жизнь хотел того же, но не понимал этого - и вот расплата».
Историю о небанально счастливом человеке на наших глазах превратили в пособие по стареющим холостякам.
Какая пошлость.
Comments
Уж Клуни-то, актер! А я ему не верю. оказывается, дело не в нем, а в задумке.
Потому что те же самые актеры в театре, например, могут играть вполне прилично - я своими глазами не раз в этом убеждалась.
Я увидела, что его активно прогибали под идею "нужна пара" - всю жизнь прогибали, но он держался, а вот в момент свадьбы сестры, долго протаскав с собой фотографию счастливой пары, поуговаривав жениха сестры жениться, пообщавшись с родней, познакомив с семьей свою подругу - он дрогнул.
И сделал несвойственное ему - приперся к этой подруге домой. Но подруга-то поступила умнее и у нее для давящего социума имеется хорошая ширма - муж, домик, двое деток и собака (ну для тетки с определенного возраста вести свободную и независимую жизнь не отработав свой "женский долг" - вообще неприлично, примерно как для мужчины всё то же самое, но не зарабатывая ни гроша. Герой Клуни мог бы и догадаться, если бы подумал)
Тут он понял, что был неправ и после некоторой печали стал себе жить как раньше :-)
(я кстати часто летаю - как же меня тошнит от самолетов уже, а когда то любила - путешествие-приключение, я за телепорт!)
Во-вторых, его наверняка продавили продюсеры. Надо, говорят, Жора, или могу сплетни пойти, а это плохо для гонораров.
И эта Амаль. Не хочу, говорит, жить во грехе, женись, иначе не буду тебе корочки жевать. Клуни подумал и, вздохнув, согласился.
Интересная точка зрения! У меня этот фильм тоже оставил послевкусие "что-то тут не то". Я соглашусь с комментарием Hilferuf.
Но концовка в фильме и правда фальшивая. Прямо видишь как тебе ложкой семейные ценности в глотку запихивают.
Подобный финт проделали в неудачном третьем, кажется, Шреке, но там это было подано под другим соусом.
Офф: а кто у вас на юзерпике?
На самом деле, люди периодически меняются. Может, не так и не те события, что в фильме, их подталкивают к этому, но факт остается фактом, с возрастом, под воздействием некоторых событий... И я так думаю, что в чистом виде, безо всяких травм, количество одиночек без привязанностей стремится к нулю. Обычно люди обрастают все-таки друзьями, кругом общения, то-се, и становятся не одиночками. Даже если они и не хотят заводить другие близкие отношения (создавать пару). Поэтому, думается, травму или там чо - это просто не показали, да и все.
но вот с тем, что последнее время фильмы какие-то стали неубедительные - вот с этим я целиком и полностью соглашусь. Вроде смотришь, все круто, и тут - бац, какая-то нестыковка в сценарии, нелогичность, и все впечатление от фильма в зад.
это кстати довольно часто встречается, я уже воспринимаю эти карамельные морали как неизбежное зло ((
про похожего человека был фильм About a boy - там героя все загнобили за неправильный образ жизни и эгоизм.
Был в начале психованный одиночка с зашкаливающим интеллектом - и остался в конце психованный одиночка с зашкаливающим интеллектом.
Потому что я действительно одинокого по собственному выбору знаю только одного человека. И он глубоко несчастлив, потому что выбор сделал от неумения быть с другими, а не от нежелания с ними быть.
PS. Впрочем, мой вопрос достаточно бестолков, потому что знать о таком человеке мог бы только его близкий друг, которых у него, по условию задачи, нет. (:
Edited at 2014-09-26 09:48 am (UTC)
Значение социума для некоторых людей сильно преувеличено. И хотя их безусловное меньшинство, грести их общей гребенкой и навязывать им ценности большинства кажется мне бессмысленным и местами жестоким.
Мне кажется, в каждом фильме должна быть метка "Переломный момент", которая для понимающих людей будет означать "Это настоящий конец, а всё, что дальше, - развестистая клюква, можно выключать".
UPD: Вспомнилось, как недавно смотрела "изобретение лжи", и как всё весело было до момента, как он на коробках пиццы написал заветы. А потом началась чехарда. Надо было на этом моменте фильм останавливать. Ну, или на свадьбе.
Edited at 2014-09-26 10:10 am (UTC)
Ну, или я не женская аудитория.
Но героя понимаю прямо очень.
Для меня его жизнь - идеальна. Аэропорты, самолеты, каждый раз новые люди, как это можно не любить?!
Может, это как эффект музыки и запаха выпечки в супермаркете? Мне активно не нравится.
Но находок в фильме достаточно. Одно изображение рабочего процесса чего стоит - достаточно было бы на отдельную картину. Чемодан этот. Свадебное путешествие...
Неуютная атмосфера - это для передачи состояния героя, как я понимаю. Выбрана она неудачно, имхо, потому что снято как бы с точки зрения человека, не слишком любящего летать. А герой как раз любит. Он должен воспринимать все это куда теплее.